Учиться мыслить Г важнейшая задача школы
Что значит учить мыслить? Что значит уметь мыслить? Каковы главные направления развития мышления учащихся в практике обучения?
Поиски ответов на эти вопросы ведутся давно. Данная проблема имеет многовековую историю в педагогике, и во всех современныхпсихологических концепциях ей уделяется серьезное внимание.
Однако открытие в гносеологии и психологии закономерности мышления не всегда находят адекватное отражение в педагогической теории формирования мышления учащихся и в практической деятельности учителей.
Разносторонние исследования советских педагогов Ю.К.Бабанского, Л.В.Занкова, И.Я.Лернера, И.А.Половниковой и др. убедительно показали, что среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит мышлению школьника, сформированным приемам умственной деятельности. Особо важное внимание этим приемам должно уделяться при организации проблемного обучения: ученики часто не могут решить проблему только потому, что их исходные знания формировались не в соответствии со структурой мыслительной деятельности, что у них оказались несформированными необходимые тактические и стратегические способы мыслительной деятельности.
Главный принцип формирования мышления учащихся – системность. Все основные компоненты мыслительного развития (целевой, содержательной, операционный, мотивационный и контрольно-корекционный) неразрывно связаны между собой: знания – основа мыслительного развития; учение с интересом, с увлечением активизирует процесс мышления, воспитания положительных качеств личности.
П.П.Блонский подчеркивал, развитое мышление проявляет себя в рацио-нальных способах запоминания и припоминания. И только низким уровнем раз-вития мышления, его операционных структур можно объяснить те случаи, когда ученики заучили материал, но не умеют выделить в нем главное, сопоставить факты, явления, обобщить, доказать свою мысль.
Школьник учится, думая и думает, учась: там, где нужно найти ответ на воп-рос, что-то понять и начинается мышление.
В основании данного курса лежит программа "Развитие", в разработке которой принимали участие: 2 доктора психологических наук, 2 научных сотрудника, 12 кандидатов психологических наук, 1 доктор педагогических наук под руководством Л.А.Венгера - доктора психологических наук.(г.Москва)
В 2004 г. на базе Учебного центра "Образ" проведено исследование на тему "Развитие пространственного мышления у младших школьников на занятиях по конструированию". В эксперименте принимали участие 9 детей 8-9 лет.
Результаты были очень хорошие, поэтому данная программа предлагается
как дополнительное образование для детей 9-10 лет.