"Эйдос" в переводе с греческого языка - "образ". В психологии есть направление - эйдетизм. Эйдетизм - это разновидность образной памяти связанной с таким феноменом человеческого мозга, как умение видеть предмет, который уже исчез из поля восприятия. Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть, чувствовать, ощущать то, чего уже нет. Его сознание сохраняет, не только контуры предметов, но и цвета, запахи вкусовые ощущения. В особенности этот феномен присущ детям.
В 30-е годы немецкий ученый Э. Йенш впервые ввел в современную психологию термин "Эйдетизм" и доказал, что образное мышление - закономерная стадия детского развития.
Он говорил, что каждый ребёнок - эйдетик различал явный эйдетизм и скрытый. Явный эйдетик видит не существующий в данную минуту предмет с открытыми глазами, а скрытый -продолжает видеть исчезнувший предмет, лишь закрыв глаза и сосредоточившись на нём.
Игорь Юрьевич Матюгин - основатель "Школы эйдетики" в г. Москва, где занимаются развитием особой - образной памяти. Автор метода И. Матюгин и его коллеги достигают на своих занятиях фантастических результатов. Многие дети, прошедшие обучение в школе, претендуют на то, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннеса.
Шестнадцатилетняя Настя Черток запомнила и воспроизвела без ошибок 1050 слайдов в течение двух часов. Двадцатилетняя Ника Касумова запомнила двести страниц текста и воспроизвела его с точностью до запятой. Таня Слоненко запомнила две тысячи цифр в числе "пи"; и может произвести его в любом порядке: с начала, с середины, с конца. Галина Логвинова запомнила 110 дощечек с различной шероховатостью на ощупь, с закрытыми глазами (тактильная память) и при этом сделала не более 15 ошибок.
Автор этой необычной методики Игорь Матюгин шёл к её открытию много лет. Говорят: повторенье - мать учения. Матюгин убедился, что как раз наоборот. При зубрёжке человек напрягает в основном зрительную и слуховую память, а остальные каналы восприятия не задействованы. Но однобокая информация не облегчает, а осложняет работу мозга. Психологами собран огромный материал, позволяющий изучать не только основные виды памяти. Они проанализировали и то, как сказывается выдающаяся память на основных сторонах личности; на мышлении, воображении, поведении, чертах характера; как изменяется внутренний мир человека. Именно через И Матюгина пришли новые знания. Благодаря его школе подготовлены более 7000 инструкторов по развитию памяти, которые передают эти знания по всей стране. Я думаю, что Бог отправил на Землю именно его, чтобы помочь людям найти ответы на многие вопросы. Как это произошло, прочитаете в сказке про Образ, которую я написала.
Многие детские проблемы связаны с сильными переживаниями или стрессами, о которых родители и педагоги не догадываются. В центр приводят детей
с разными проблемами: не хочет ходить в школу, не понимает задачи., боится отвечать у доски и т. д. Но родители не задумываются, почему это происходит. А чаще всего причиной является стресс - конфликт в школе, дома, непонимание учебного материала, а причины могут быть самые разные. И ребёнок защищается доступными ему средствами: грубит, перестает учить уроки, уходит в компании, где может самоутвердиться.
Наша задача: найти причину, зарождения проблемы и трансформировать её в положительный результат.
Причины школьной неуспеваемости
Многие родители столкнулись с проблемой школьной неуспеваемости их детей. Причем могут быть трудности по одному предмету, по двум, еще сложнее,
если сразу по нескольким предметам. Нанимают репетиторов, а ребёнок с трудом
понимает предмет. Брагодаря уникальности современной психологии,
разнообразию новейших технологий нам удалось синтезировать знания в разных
её отраслях: психогинетике, холодинамике, специальной, общей. Зная все эти
направления выявляем причину неприятия ребёнком любого предмета,
представляющего трудность для него, затем проводим коррекционную работу,
устраняя причины и трансформируем (изменяем) в позитив с помощью АРТ
терапии, сказкотерапии.
Рассмотрим виды причин школьной неуспеваемости.
1. Ребёнок не посещает детский сад.
Такой ребёнок растёт среди бабушек, дедушек. Ему не хватает общения со
сверстниками, соответствующее психологическое развитие для его возраста. Ведь
ребёнок в дошкольном возрасте впитывает всю информацию "как губка". Он
очень любознательный, не знает усталости, полон сил, энергии.
2. Наследственные факторы.
Если мама или папа не любили в школе читать, вероятно, что ребёнку могут
передаться тоже не особое желание читать. Но, к сожалению, родители забывают,
что они тоже были детьми и у них были такие же проблемы, как и у их ребёнка.
Конечно же, они хотят, чтобы дети учились лучше, жили лучше.
Приведём пример работы с мальчиком
В. 9 лет, который очень не любил читать.
- В. кают цветом ты видишь чтение?
- Черным, черным.
-
Закрой глаза и найди в своем теле, где у тебя находится чтение?
- В груди.
- Определи, какого размера?
- Как бетонная плита.
- Сколько весит?
- Тонну.
-
(Уже из данного диалога можно представить, как тяжело ребёнку нести то "богатство", которым его наградили родители).
- Представь, что в груди есть дверь, она открывается и оттуда выходит плита.
Когда откроешь глаза, рисуй красками эту плиту, пока она вся не выйдет.
(Рисует под спокойную музыку. О лечебных свойствах музыки люди знали
с древних времен. Их использовали Гиппократ, Пифагор. Рисует до тех пор, пока не выйдет весь черный цвет.)
Спрашиваю у мамы: "Кто у вас не любил читать?" Мама отвечает: "Папу не
могли заставить". Дальше в работе спрашиваем у ребенка, что ему нравиться, трансформируем (изменяем) программу в положительное и назад уже вставляем
то, что ребенку приятно. У него меняется настроение, отношение к предмету.
И, конечно же, для закрепления рекомендуем маме и ребёнку, чтобы он проговаривал про себя позитивные утверждения о том, что он умный, любит учиться, с желанием читает и т.д.
В рисунках очень ярко можно просмотреть, что с ребёнком происходит во время работы. Каким он приходит и с каким радостным настроением уходит домой. Важно, чтобы он дома и в школе имел поддержку.
На данном примере показано, как наследственно передаются ребёнку причины школьной неуспеваемости от родителей.
3. Страхи.
Практически каждый человек чего-то боится. Большинство страхов передается детям неосознанно (родителями), но некоторые страхи, точнее опасения, могут сознательно культивироваться родителями в процессе воспитания. Матери, находясь в более тесной связи с детьми, склонны в большей степени, чем отцы, передавать свои страхи, хотя бы в силу инстинктивного стремления предохранить от повторения своих страхов. Детские страхи могут быть самые разные: остаться дома одному, заболеть, заразиться, умереть, мамы или папы, того, что родители накажут, опоздать в сад (школу), страшных снов, темноты, животных (змей, волка, пауков), высоты, воды, сказочных героев (Бабы Яги, Кощея Бессмертного).
Страх держит ребёнка в постоянном напряжении, не позволяет ему действовать. Мысли о страхе постоянно прокручиваются в голове, словно притягивают подобные ситуации. Когда ребёнку угрожает опасность, в его кровь
мгновенно выбрасывается множество гормонов, которые ускоряют пульс, повышают давление, усиливают сокращение сердечной мышцы, вызывают напряжение в мышцах. Это нормальная защитная реакция, которая необходима ребёнку.
Но если страх является одной из основных эмоций поведения, то он ведь держит ребёнка в постоянном напряжении. Постоянное внутреннее напряжение создает различные заболевания. Кроме того, мысли-страхи ослабляют иммунную систему. Страх притягивает именно то, чего мы боимся.
Из опыта работы: Мальчик В. боялся собак, т.к. его покусала собака, когда он был маленьким. (Под спокойную музыку прошу В. закрыть глаза и представить собаку.)
- В. нарисуй собаку, которую ты боишься.
Рисует двух огромных собак.
- Нарисуй себя.
Рисует себя маленьким.
- Они хотят меня съесть.
(Визуализация увеличения В.)
- Что происходит с собаками?
- Они убегают.
Нарисуй.
(Рисует себя большим).
- Теперь дорисуй собак.
(Их рисует маленькими).
- Накорми их.
(Рисует около собак косточки и говорит: "Я так мечтаю иметь
собаку").
С одной стороны мечта - с другой - страх, и все это живет в маленьком
ребенке.
- Нарисуй, что тебе родители подарили щенка.
(Рисует маму и папу, будку и
собачку).
- А можно я нарисую, как я с ней играю?
(Рисует, как он дрессирует собачку через
обруч).
Вот так за час мы провели коррекционную работу со страхом используя, визуализацию, музыкотерапию, АРТ - терапию.
4. Обида.
Как часто дети ощущают на себе насмешки взрослых, сверстников, оскорбление,
причиненное огорчение - возникает чувство обиды. Обида это глубоко подавленный гнев. Только наверняка взрослые не задумываются о том, что происходит в душе маленького ребёнка и как это потом может сказаться на его дальнейшей судьбе. Эта эмоция несёт в себе скрытое пожелание смерти тому человеку, который причиняет обиду. И эта агрессия, направленная на другого человека, затем разворачивается против самого автора и превращается в программу саморазрушения.
Из опыта работы с мальчиком Д. 10 лет, который учился на отлично в лицее. Его ударила при всем классе учительница, через некоторое время охранник. Когда родители обратились к руководству школы, то получили ответ: "Нам легче избавиться от ребёнка, чем от охранника и учителя". Ребёнок не хотел ходить в школу, делать уроки, таял на глазах. Я его знала и поэтому легко с ним провела следующую работу.
1. Сделав интеллект-карту, сразу выявилась проблема, т.к. было выделено
черным цветом инициалы учительницы.
2. На примере стаканчиков с водой разного цвета, Д. было показано, что
происходит внутри него.
- Д. ты хочешь освободиться от черного пятна в твоём сознании и узнать
почему учительница такая "строгая"? .Кстати, у самой учительницы детей не
было много лет, но интересное событие произошло после проделанной работы,
она удочерила девочку. Также под спокойную музыку я попросила Д. нарисовать
учительницу.
-Чтобы ты с ней сделал, если бы тебе разрешили?
- Одел бы ей на голову ведро. Рисует. Смеётся.
- Потом палкой ударил по голове.
Дальше он рисовал 2 часа не останавливаясь, как он её убивает самыми
страшными способами. Спрашивал:
- А это не грех?
Когда я меняла черную воду, то слышала следующее:
- Моя голова стала усталая и легкая. Она освобождается от З.И. Я сегодня буду спать крепко!
После проделанной работы совет родителям: принять Д. душ дома обязательно.
На следующий день он снова рисовал.
Затем я прочитала сказку про учительницу и посоветовала Д. нарисовать З.И.,
внутри нее сердце.
- А теперь нарисуй, как можно согреть ее сердце, чем растопить лед?
Он
нарисовал солнце.
А ведь таких как Д. сотни детей, которые потом бросают школу, бродяжничают, обижаются навесь белый свет. И кто поможет нашим детям, кто будет защищать права ребенка и его родителей? Очень хотелось бы узнать. Многие дети живут в стпахечто если расскажут дома, то будет хуже. А родители не могут заступиться за ребёнка, еще и стоят на стороне учителя: "Мол, сам виноват". И ребёнок не находя поддержки нн в школе, ни дома ищет её на стороне. Таких детей легко заманить в секту, приучить к наркотикам. Ведь приняв дозу, человек попадает в другой мир, где все прекрасно. А когда возвращается в реальность, то снова приходит в ужас. И снова ищет способы, как уйти туда, где его понимают.
5. Разочарование.
Маленькие дети с нетерпением ждут когда же они пойдут в школу. И от родителей и учителей зависит, как будет ребёнок подготовлен к школе, как будет усваивать школьную программу. Бывает, что родители мечтают о самой лучшей школе для своего ребёнка, а ребёнок туда не смог поступить, не оправдал надежды родителей. У него снижается самооценка "Я плохой. Я не могу". Или наоборот, ребёнок от природы умный, любознательный, ему бы учиться в сильной школе, дальше развиваться, а родители бояться, что он не потянет, или ещё по разным причинам и все, ребёнок со временем теряет интерес в обычной школе, выравнивается со всеми.
Как много разочарований ждёт детей по жизни, их вера рушится от несбывшихся желаний. Помимо обиды к тому, кто помешал осуществлению планов, появляется чувство разочарования. А это уже прямая программа уничтожения окружающего мира и себя. Это чувство приводит к очень серьезным заболеваниям.
Из опыта работы: Девочка А. 13 лет. Мечтала учиться в лицее, где учился её брат. И родители всегда ставили его ей в пример. Не поступила в 1 класс по состоянию здоровья, затем поступала в 3 класс, тоже не поступила. Затем через знакомую учительницу все-таки А. устроили в данный лицей уже в 6 класс, так как мечта её не покидала. Естественно в таком возрасте поменять школу- это новый коллектив, новые учителя. И началась у А. борьба за выживание, двойки по различным предметам. В конце года её не допустили до экзаменов и соответственно, встал вопрос об отчислении А. из школы.
И никому нет дела до того, что происходит с ребёнком, когда его выставляют за двери школы. Оценки важнее, чем сам человек. Я бы сравнила школу с оездушнои машиной, которой нужен план, выпустить столько-то отличников, ударников. Директора школ тоже не виноваты, на них давят свыше. Это целая
система. С трибун говорят только о том, что хорошо, а о том, сколько детей не
ходят в школу из-за бездушных учителей - об этом умалчивается, как-будто
этого не существует. Конечно же хороших учителей больше, но присутствуют и
другие, иначе бы нам, психологам нечего было бы делать
6. Имя ребёнка.
Большое значение имеет его имя - это магическая формула его судьбы. Оно во многом определяет жизнь человека. В имени важно и имеет значение буквально всё, начиная с его смысла, с первой и последней буквы до
количества букв и слогов. Любое имя является ключом к той отмеченности, которую человек может получить в жизни в результате своей деятельности. Имя -это ключ к сокровенным нитям его судьбы.
Нельзя называть ребёнка именем в честь какого-то родственника, умершего до его рождения, особенно умерших в младенчестве братьев, сестер. Это включает разрушительный ритм в жизнь ребёнка. Тогда ребенок уже не властен сам распоряжаться своей судьбой. Выбора в личной жизни он уже лишен. Это создает расколотую изначальную сокровенную защиту.
Из опыта работы.
Мальчик В. его назвали в честь умершего дедушки. Слабое здоровье с
детства, в школе проблемы с учительницей, соответственно по учебе оценки
не радуют. По рисункам сразу видно, что ребёнок видит мир в черном цвете.
Когда я его спросила:
Тебе нравится твое имя?
Нет.
А какое бы ты хотел иметь имя?
Костя.
И нарисовал ребёнка розовым цветом и имя написал.
С родителями этого ребёнка проведена беседа, родители стали с ним больше
говорить о его имени, о значении, потому что менять они его и не собирались
Ведь В. назван в честь деда! Сейчас мальчик рисует теплыми цветами красок,
его эмоциональное состояние улучшилось, ведётся дальнейшая работа.
7. Под властью слова.
Волшебная сила слова! Что она только не делает с людьми! Абсолютно подсозна-тельная вера в силу слова закладывается в детском возрасте. Важно, что ребёнку говоря взрослые; подбадривают, вдохновляют, советуются с ним, или же, наобо-рот посмеиваются, нервничают, если у ребёнка не получается что-то сделать быстро.
Из опыта работы: Я предложила детям 9 лет написать все, что они думают о себе. Очень удивила одна девочка, которая написала о себе: Я дура, толстая, уродина, страшная, и т. д Когда я попросила написать, кто им говорит такие слова, она написала: "Мама, папа".
Вместе с детьми, мы предложили ей заменить все слова на хорошие -
она отказывалась. Я написала и попросила её переписать своей рукой. Она
переписала, но когда подняла рукав на руке, то на всю руку была сделана
надпись: "Это не правда".Это была настоящая ломка у девочки. Через год, благодаря проделанной работе, самооценка у девочки изменилась в
положительную сторону.
8. Упрямство
Хорошо или плохо быть упрямым? Смотря с какой стороны на это посмотреть. Если ребёнок не хочет выполнять уроки - плохо. Он портит себе настроение, капризничает, у него болит голова, мама переживает, нервничает
- скандал - плохо всем. Он не понимает, что делает плохо себе, окружающим
последствия плохие.
Но если тот же ученик поставит перед собой цель - учиться хорошо, и будет идти к своей цель, преодолевать препятствия, трудности, то, здесь его упрямство будет ему
только помогать. Судите сами, помогает вам упрямство
или мешает в жизни.
Из опыта работы: мальчик В. 10 лет плохо знает таблицу умножения, естественно по математике проблемы. Выяснили, что ему мешает упрямство.
- Определи вес. -1 тонна.
- Где находится в голове.
- Опусти в тело. Куда поместишь?
- В пятку. Нарисовал
- Все это находится внутри тебя, это как 2 человечка: ты и не ты. Нарисуй их двоих. (Рисует).
- Что на голове у упрямца?
- Не знаю.
- Посмотри внимательно.
- Корона. Он, что главнее меня! (Берёт кисточку и рисует на другом человечке большую корону).
-Можно я их теперь обоих хорошими нарисую. (Нарисовал)
9. ПРО ЛЕНЬ
Лень - отсутствие желания действовать, работать. Лень свойственна не только детям, но и взрослым. Как она мешает нам добиваться поставленных целей, да и вообще просто верить в то, что человек может намного больше, чем делает. Жалко, что никто в школе не учит детей ставить цели, добиваться результатов. С мальчиком В. проделана работа, по ходу которой выяснилось, что выучить таблицу умножения ему мешает лень. Из рисунков видно, что весит лень 100 тонн.
И как же можно с таким весом ходить? Далее все, что ребёнок видит, образы, которые в виде отрицательных персонажей мешают ему выучить таблицу умножения. И заканчивается всё тем, что два человечка договариваются помогать друг другу.